fbpx
+375 25 9297280 info@billy.by

Хорошо, когда мечты сбываются. Еще лучше, когда ты сам делаешь шаги ей на встречу. Моя мечта осуществилась, я стал яхтенным капитаном…

Я хочу рассказать об уникальном корабле,  который является ярким примером воплощенной мечты. Моя первая встреча с ним состоялась в канун Новогодних праздников  на острове Ла Гомера в Атлантическом океане.

Еще издалека, от входа в порт, меня поразили точные формы, изящные обводы и захватывающая красота старинного парусника, что стоял у причальной стены. Высокие деревянные мачты, серые паруса на реях и желтые борта с пушечными люками.

На корме большими буквами было написано название судна «Штандарт», Санкт Петербург.

   Пришвартовав яхту в марине городка Сан Себастьян я, как шкипер, первым делом решил во что бы то ни стало побывать на «Штандарте». До него было рукой подать, и вот я уже не только стою на деревянной палубе боевого фрегата эпохи Петра Первого, но и знакомлюсь с капитаном корабля. Тогда состоялся наш первый разговор, потом была встреча в океане между Тенерифе и Ла Гомерой, когда мы стояли борт о борт, современная яхта и деревянный парусник,  и вот я снова на «Штандарте», теперь уже в марине Сан Мигель на Тенерифе. Чем же так привлекает фрегат? Почему люди отправляются на нем в плавание? Что лежит в основании? Детские мечты о дальних странах или дух авантюризма и морских приключений? Почему, зайдя по трапу на борт «Штандарта», ты словно на машине времени, попадаешь в эпоху великих парусных сражений и географических открытий? Тут всё, как  300 лет назад. Борта из просмоленного дерева, орудия на лафетах, тяжелый якорь и штурвал в половину человеческого роста. Под палубой общая каюта  матросов с подвешенными к потолку гамаками для сна. Над головой паруса, которые ставятся и убираются силами команды, так же, как и три столетия назад. И кажется сейчас из кормовой каюты выйдет сам Государь Всея Руси, император Петр Первый… И тебе не обязательно быть профессиональным моряком, чтобы погрузиться в историю мореплавания. Любой человек может стать матросом на борту этого судна и полностью погрузиться в эпоху парусного мореплавания. Все это проект, которому есть всего несколько аналогов в мире,  и название ему – учебное парусное судно, фрегат «Штандарт». Знакомьтесь, мой собеседник, интереснейший человек , капитан фрегата, Владимир Мартусь:

-Добрый день, Владимир! Я рад, что Вы согласились на интервью и  мы встретились с Вами здесь,  на Канарских островах, и тем более приятно, что наша беседа состоялась на борту исторического корабля, русского фрегата  «Штандарт», бессменным капитаном которого вы являетесь уже второй десяток лет. Думаю, читателям белорусского журнала «РулеBOY» будет интересно узнать о  проекте непосредственно от  его основателя и капитана.

-День добрый Дмитрий!

-Владимир, первый вопрос, который я хочу задать, как, когда, кому и где пришла в голову идея сделать копию деревянного корабля Петровской эпохи, спущенного на воду в 1703 году, боевой фрегат «Штандарт»? Вторая часть вопроса, знаю, что есть фильм об истории постройки «Штандарта», могут ли его наши читатели найти в свободном доступе в интернете?

-Идея о том, что в Петербурге должен быть настоящий парусный корабль витала в воздухе. В 1992 году самый последний из парусных кораблей, «Кронверк», который стоял у причала набережной на Неве и работал в режиме ресторана, был отправлен  в ремонт, где его разобрали и окончательно угробили. С тех пор в морской столице России не было ни одного парусника, что для Санкт-Петербурга  противоестественно. У меня была давняя мечта заняться чем то серьезным. В то  время я гонялся на парусных досках и яхтах, и понял, что такой проект,  мог стать именно тем в чем я смог бы в жизни себя проявить. До «Штандарта» я построил шхуну, называлась она «Святой Петр», для практики кораблестроения и обретения опыта эксплуатации. В 1991 году ее спустили на воду, сходили во Францию,  четыре года покатались по Европе, посмотрели мир и с 1994 года приступили к строительству «Штандарта». Фильм о строительстве корабля снимался в течение четырёх лет.  Юрий Александров, оператор Ленинградской кинохроники, приходил к нам в разные недели, делал кадры на черно-белую киноплёнку, не на видео,  а это отдельный вид искусства. Сейчас фильм есть у нас на сайте в Ютюбе, он, на первый взгляд, производит впечатление суровой работы, как при строительстве Беломоро – Балтийского канала, но на самом деле это было весело и задорно, было сообщество единомышленников и друзей. Удалось создать специфичную атмосферу, вернуться в 17-18 век, в мир со светлыми ценностями, дружбой, тяжелой, но интересной работой… Строился «Штандарт» с  1994 по 1999 год и еще один год достраивался уже на воде. Спуск на воду был осуществлён в 1999 году.

-Второй вопрос, с момента первого выхода в море в  2000 году, сколько миль прошел «Штандарт» и в каких странах побывал?

-После восьми лет на судне я перестал считать мили, на тот момент их было около семидесяти тысяч. За последние пять  лет,  думаю еще тысяч пятьдесят мы прошли. То есть много. Мы в основном все время на ходу, переходы дальние, и за неделю проходим около 400 миль, когда у нас проходят учебно-тренировочные плавания. Ходим мы с одного морского фестиваля на другой, потому расстояния большие. Пройдена вся Европа, страны на Балтике и на Северном море, Норвежское и Баренцево море. В этом году решили попробовать, что такое зимовка в теплых странах, прошли через Бискай, Португалию, Испанию, вдоль Марокко и добрались до Канарских островов. В общем двадцать две или двадцать четыре страны мы уже посетили.

-Теперь Владимир, вопрос об экипаже. Сколько человек нужно минимально для управления таким кораблём, сколько человек максимально может находиться на корабле и делятся ли как-то участники ваших путешествий на пассажиров и экипаж. Каким образом  осуществляется управление «Штандартом»?

-Мы не берём пассажиров. В смысле, что пассажир сидит с коктейлем в шезлонге и смотрит, как матросы работают. Все люди, что приходят на «Штандарт», принимают на себя обязанности матросов. Сейчас, в наше время, мы принимаем на борт до 40 человек. У Петра Первого, учитывая, что это был боевой корабль, на борту было порядка 150 человек. Надо понимать, что сто, сто десять  человек, это  солдаты , канониры, артиллеристы и около 40 человек – матросы, те кто дергал веревки. В условиях битвы этого количества человек хватало, чтобы управлять судном в самых тяжелых боевых условиях, разворачивать корабль, ставить и убирать паруса. Но, учитывая, что мир сейчас другой, не как в Петровские времена , то, к примеру из Питера в Англию мы гнали корабль всемером. А дей-трип для детской группы устраивали втроём. Отходили, ставили и убирали паруса, рассказывали ребятам, что к чему на борту и возвращались назад. Когда погода позволяет, много народу на корабле для управления не нужно.

-Владимир, а по странам, откуда люди приходят на борт «Штандарта», есть какое либо разделение?

-Я всегда рад, когда у нас международный экипаж. Конечно, основа нашего экипажа, это участники из России, очень много ребят с Украины, все больше и больше приезжают из Беларуси. Пока ходим по Европе,  к экипажу присоединяются как волонтёры, так и платные практиканты из Евросоюза. Франция, Голландия, Норвегия, Дания, Англия, много немцев. И это всегда здорово, потому что на борту пересекаются разные языки и культуры, можно поговорить, узнать, как люди в других странах живут, и таким образом происходит интересное общение в  наших  интернациональных экипажах.

-Владимир, а ведете ли вы подсчет, сколько человек уже побывало за все время на борту «Штандарта»?

-Я думаю, около трех с половиной тысяч человек. Это те, кто выходил в море на практику, а не просто пришел на корабль с экскурсией.

-Знаю, что Вы, как капитан «Штандарта», на острове Ла Пальма, на Канарских островах, встречались с мэром. Знаю, что о вас много пишут в местной прессе, как в русской, так и в испанской. Вопрос в связи с этим, как часто у вас встречаются подобные встречи, и как люди на берегу воспринимают приход  в порт такого исторического корабля, как «Штандарт»?

-За исключением больших портов, приход «Штандарта», это событие. Подобных кораблей в мире три-четыре. Когда настоящий парусник 17-ого века заходит в порт, это всегда повод  для руководства города встреть корабль, посетить его и пообщаться. К этому я привык. В нашей кают компании на стенках места свободного нет от плашек с гербами городов, которые нам дарят в местах остановок. Потому встречи с руководством и мэром города, для нас – привычная и приятная ситуация.

-На Канарах «Штандарт» провёл более двух месяцев. На ваш взгляд, как-то отличается нахождение на островах, от стоянок на материке?

-Могу сравнивать с Голландией и Германией, там, где мы много времени провели последние несколько сезонов. Конечно, здесь море – это обычное дело. Люди не очень удивляются кораблям, так как все, что на острова доставляется испокон веков, приходит по океану. С другой стороны чувствуется, что море кормит местных жителей. В том числе приходящие яхтсмены, которые приходят и платят деньги за стоянки, сервис и аренду судов для чартера. Потому всё время понимаешь  то, что ты тут клиент и должен платить деньги, такое ощущение есть. Я говорил с мэром, что надо изобретать какие либо исключения для парусников, для учебных парусников, потому что, наше появление, это всегда  интересный информационный повод  для продвижение туризма в местных городах. Однако правила в Испании по портовым сборам для больших кораблей достаточно жесткие. Для яхт, наверное,  попроще, но что есть, то есть. К примеру, в Голландии корабль, как машина на дороге. Там всё приспособлено для кораблей и для грузоперевозок в том числе. Там понимают важность учебных парусников и обучения будущих моряков. Потому встречается чаще желание помочь и поддержать. Здесь на островах пока нет понимания, что парусный корабль –  не пассажирский круизный лайнер, где  две тысячи человек  на борту платят за путешествие достаточные деньги. Жизнь большого парусника – это борьба за выживание. Тут это пока мало кто понимает…

-Владимир, каковы планы «Штандарта на весну-лето-осень 2014 года? Исходя из каких отправных точек составляются маршруты, как вы их продумываете, куда пойдет корабль дальше?

-Есть несколько очень крупных традиционных фестивалей, которые проходят раз в четыре, пять лет, контракты на посещение таких фестивалей заключаются надолго вперёд. Это ключевые события, которые «Штандарт» обязательно посетит. Во Франции – Брест, в Германии Бременхафен, в Голландии – Амстердам. Кроме этого пройдет еще несколько морских фестивалей, в которых корабль примет участие. «Штандарт» – уже известный «артист» и получает приглашения за несколько лет вперёд. Деньги, на которые содержится корабль – это прежде всего гонорары артиста за участие в фестивалях парусников. Потом, когда скелет плавания сформирован, мы насыщаем его заходами в другие интересные порты, города, страны по маршруту и формируем уже тот маршрут плавания, который вы и наши практиканты видите на  сайте проекта и принять участие в плавании. Путешествия проходят в режиме типовой недели на борту, хотя я думаю, стоит развернуть программу дней на десять. Глядя на то, с какими слезами практиканты уезжают с борта, стоит сделать программу на несколько дней больше.

11 марта мы стартуем с Канарских остовов обратно к Европейским берегам  и через 30 дней полагаем прийти в Шербур. Что будет происходить в этот месяц, я не знаю, поскольку все будет зависеть от прогноза погоды, так как мы будем идти против преобладающих ветров. Будем пробиваться, искать окна в прогнозах. После зайдем в Голландию на фестиваль в городе Кампен. В конце весны предполагаются работы в доке, будем поднимать корабль и чистить днище. Потом снова пойдём в Германию на дни порта в Гамбурге. В Германии нас ждут киносьемки. После посетим мероприятия в Польше, в Щецине и затем возвратимся еще раз в Голландию. Затем на очереди долгий переход в Финляндию в Котку, где будет отмечаться 300-летие Гангутской битвы. Это достаточно масштабное и зрелищное мероприятие в котором «Штандарт» – одно из главных действующих лиц. Из Финляндии пойдём в Росток. И в конце сентября думаем пойти в Англию, в Гринвич. Там есть знаменитая статуя Петра Первого и фрегат на ее фоне будет смотреться весьма уместно.

-Есть ли  в программе «Штандарта» время на остановки и осмотр местных достопримечательностей, если да, то это делается командно, или же каждый  индивидуально выбирает, как занять своё свободное время?

-Сейчас я стараюсь поддерживать график, при котором, если в море мы три-четыре дня, то столько же нужно побыть на берегу, чтобы ребята могли что либо-еще посмотреть, особенно если это интересное место, порт или остров.

-Скажите, Владимир, на корабле проходили сьемки художественных кинокартин, если да, то каких?

-Да, конечно, поскольку таких кораблей как «Штандарт», в мире немного, и когда делаются  фильмы с морской тематикой,  мы получаем предложения на сьемки. Совсем недавно фрегат снимался в новом голландском 3D фильме «Новая земля», про плавание Баренца, про его несчастливую зимовку. Это было серьезное мероприятие, снимать на движущемся корабле в 3D достаточно сложно. Морские сьемки получились отлично, хотя в целом к фильму я отношусь критично. Мы снимались в российском сериале «Записки экспедитора тайной канцелярии», вфильме «Слуга государев», в общем в нашей копилке  большое количество фильмов, все уже не вспомню, около двадцати различных картин.

-Еще один вопрос к Вам, Владимир, который может заинтересовать наших читателей. Каким образом можно попасть  в экипаж «Штандарта»?

-Самое простое, сайт www.shtandart.ru  есть его версии на английском и немецком языках. Кнопочка «Хочу участвовать в плавании»,  и там открывается график движения , существующие возможности и вся-вся информация о том, что можно и что нельзя, что с собой брать,  и как это путешествие  будет проходить. Внимательный читатель оттуда подчерпнёт все необходимые сведения о проекте. Это самое простое. Можно даже не искать личного контакта со мной, как с капитаном или с нашими менеджерами, уверен, что на 98% вопросов на сайте есть ответы. А если увидите «Штандарт» в порту, приходите на борт, поговорите с нами, мы обо всём расскажем, покажем,  и вы своими глазами посмотрите на корабль. Поверьте,  это лучше чем любые картинки в интернете.

-Спасибо Владимир, за беседу, и последнее, Ваши пожелания белорусской аудитории, читателям журнала «РулеBOY».

-Море – это здорово! И хоть в Беларуси нет своего моря, надеюсь будет все больше и больше моряков и яхтсменов. Я вижу тенденцию, что значительное число  людей выбирается на моря на яхтах. Это великолепное время, когда человек может почувствовать единение с природой, понимание команды и экипажа, развить в себе такие полезные для жизни качества, как смелость, решительность, ответственность и находчивость. Так что я могу только приглашать вас в морские плавания на яхтах и на парусниках вроде «Штандарта». Для каждого все дороги открыты…

Автор статьи: Руководитель яхтенного портала BILLY.BY Дмитрий Жук

www.billy.by  специально для журнала Рулеboy http://ruleboy.by/

При публикации материала или его части ссылка на сайт www.shtandart.ru , яхтенный портал www.billy.by и журнал http://ruleboy.by/  обязательны.

Текст и фото автора.

Записаться в команду: +375257501677